Идеальный подарок для твоих взрослых друзей!
Книги / Бизнес / Проект / Авторы / Фотогалереи / Энциклопедия / Библиотека

Пустяковые вопросы решаются быстро, важные - никогда не решаются. Закон Грехема


Этих книг нет в магазинах!



Чулки и колготки из Англии

Учеба и образование в Англии

  


Яндекс.Погода

Базилика Святого Ремигия

Базилика Святого Ремигия - католическая церковь в Реймсе, бывшая монастырская церковь аббатства святого Ремигия, основанного в VI веке. Современное здание базилики построено в первой половине XI века. В базилике находится могила Святого Ремигия, объект паломничества. Церковь включена в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Скончавшись в возрасте 96 лет, епископ Ремигий в 533 году был погребён, как и его предшественники, в небольшой часовне Святого Христофора на кладбище за пределами городских стен Реймса. Растущее поклонение его останкам вскоре привело к смене попечительства над часовней и расширению её здания. В 570-х годах базилика Святого Ремигия уже упоминается у Григория Турского. Торжественный перенос останков Ремигия в новый храм произошел 1 октября и этот день впоследствии стал днем памяти Святого Ремигия в Австразии, где Реймс был некоторое время столицей, а потом и в Восточно-Франкском королевстве.

В 760 году архиепископ Тильпин - исторический прототип архиепископа Турпина из поэмы Песнь о Роланде - основал здесь аббатство и разместил монахов, пришедших из аббатства Сен-Дени, где он сам был членом религиозного ордена. Обитель получила официальный статус бенедиктинского аббатства святого Ремигия. Широкое почитание святого и щедрые пожертвования привели к быстрому росту монастыря. С этого времени на протяжении более 1000 лет (вплоть до Великой французской революции) монахи-бенедиктинцы проводили богослужения у мощей святого Ремигия и принимали паломников.

Церковь аббатства была расширена в IX веке и 1 октября 852 года её освятил архиепископ Реймса Гинкмар, по решению которого мощи святого Ремигия с соблюдением всех правил были помещены в раку, покрытую серебром. В X веке группа зданий, располагавшаяся за городскими стенами, получила собственное ограждение и здесь возникло небольшое поселение, находившееся в ведении аббатства, настоятель которого по дозволению реймсских архиепископов вплоть до 945 года избирался монахами. Именно в этом аббатстве Карл Великий принимал папу Льва III.

Бурное духовное и мирское развитие поселения заставило настоятеля аббатства Айрара приступить в 1007 - 1010 годах к сооружению очень крупного здания новой церкви в романском стиле. Проект был настолько амбициозен, что вскоре средства закончились и его преемник, аббат Тьерри, был вынужден распорядиться разрушить часть уже завершенного сооружения и начать новое строительство по более скромному проекту. От первого проекта в наши дни сохранились опорные колонны нефа, имеющие форму пучка, и украшенные необыкновенно богатой лепкой. Алтарная часть храма в первой половине XI века переходила в апсиду, предназначавшуюся для размещения останков святого Ремигия. В обоих крыльях трансепта к зданию примыкали три боковые апсиды. Этот длинный трансепт по бокам ещё имел приделы. Предваряемый большим крыльцом неф, имевший длину в 11 пролётов, был достаточно широким чтобы вместить многочисленную толпу, даже учитывая что в ближайших к трансепту трёх пролётах размещался церковный хор монахов. В тот период времени всё сооружение имело обычную деревянную кровлю. Конструктивные элементы базилики были очень просторны, но её пролёты ничем не отличались друг от друга, преобладали горизонтальные линии, сходящиеся в направлении алтарной части храма. Новое здание базилики было освящено папой Львом IX 1 октября 1049 года. Освящение проходило в присутствии большого количества священников, собравшихся в Реймсе на Вселенский собор, объявивший о начале церковных реформ, позже названных Григорианскими.
В XII веке церковь была частично перестроена, после чего приобрела некоторые готические черты. Одон, бывший настоятелем с 1118 по 1151 год, украсил церковь аббатства мозаичным полом, огромной люстрой с семью отделениями, а также добавил надгробные памятники чтобы подчеркнуть функцию базилики как королевской усыпальницы. В его деятельности явно прослеживается намерение превзойти славу аббатства Сен-Дени и его настоятеля Сугерия. Такое стремление, без сомнения, также руководило действиями его преемника Петра из Целлы (занимал пост аббата в 1162 - 1181 годах), который начал претворять в жизнь большой план по декорированию всего здания базилики, чтобы оно стало походить на церкви парижских аббатств.
Было очевидно, что алтарная зона храма была недостаточно просторна из-за чего доступ к мощам был затруднён, а вход в неф был сужен и плохо освещён. Первым делом он распорядился снести крыльцо базилики, сохранив при этом башни романского стиля по углам здания, и затем удлинил неф на две готические травеи, что позволило соорудить новый фасад, открытый дневному свету. Ещё одно важное изменение в архитектуре было сделано исходя из интересов паломников - после перестройки могила святого Ремигия оказалась в апсиде, и паломники могли видеть её только издалека. Поэтому аббат Пётр распорядился заменить линию апсид романского стиля новой просторной алтарной частью храма, окружённой деамбулаторием с пятью лучеобразно расходящимися часовнями. Новый настоятель Симон (занимал пост аббата в 1182 - 1198 годах) довёл этот проект до завершения, подняв стены нефа и трансепта при помощи стрельчатых арок и накрыв стены сводчатым потолком, устроив в них круглые окна. Был выполнен дорогостоящий проект установки витражных окон. Можно с уверенностью говорить о том, что этот период стал расцветом монастырской жизни в аббатстве Святого Ремигия, которое насчитывало в своих стенах от 150 до 200 монахов.
В Столетнюю войну число монахов сократилось примерно до 40. В 1473 году был выпущен акт о праве пожизненного пользования имуществом и доходами от него. Одним из первых священников, пользующихся бенефицием, стал архиепископ Робер де Ленонкур, который не стал небрежно относиться к состоянию здания. В 1506 году он выполнил проект переустройства южного фасада трансепта в стиле пламенеющей готики, а в 1531 году разместил в хорах десять уникальных декоративных гобеленов, иллюстрирующих житие Святого Ремигия. В 1602 году аббат-архиепископ Филипп дю Бек укоротил северное крыло трансепта на один пролёт и заказал устройство большого окна-розетки и вскоре после этого был реализован проект реконструкции лестницы, ведущей в общую спальню монахов.
Монастырская библиотека и школа имели настолько высокую репутацию, что папа Александр III написал аббату благодарственное письмо, дошедшее до нас. В XVII веке аббатство святого Ремигия перешло в конгрегацию Святого Мавра, ветвь бенедиктинцев.
В 1793 году аббатство, как и прочие французские монастыри, было закрыто. Базилика была разорена революционерами, мозаичные полы романского стиля были разбиты чтобы сделать пол более удобным для постоя лошадей, погибли Святая Стеклянница и множество ценных предметов убранства храма, но витражи XII века уцелели. В дальнейшем базилика продолжала своё существование как приходская церковь и это спасло её от уничтожения. Но уже к началу XIX столетия сводчатый потолок нефа был повреждён настолько сильно, что в условиях нехватки средств в 1830 - 1835 годах его спешно заменили на деревянный фальш-потолок, покрытый штукатуркой. В это же время городской архитектор Реймса Нарцисс Брюнетт провёл реставрацию верхних уровней фасада базилики, пытаясь восстановить их первоначальное состояние. Но эти работы были выполнены не очень добросовестно и его «реставрация» четко отличается иной структурой камня.
В 1918 году в ходе Первой мировой войны здание церкви серьёзно пострадало от немецких артобстрелов. Сводчатый фальш-потолок сгорел и неф остался незащищенным перед разными погодными явлениями. В результате, южная стена нефа обвалилась и разрушилась часть крыла трансепта. Потребовалось 40 лет чтобы заново отстроить поврежденные части здания. Реставрация была безупречно выполнена под руководством архитектора Анри Денё, при этом также возвели каменные своды над нефом. 1 октября 1958 года базилика Святого Ремигия была полностью готова к проведению церковных богослужений. В 1991 году базилика Святого Ремигия вместе с двумя другими достопримечательностями Реймса - кафедральным собором и дворцом То были включены в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1996 году базилику посещал папа Иоанн Павел II, который возглавлял торжества по случаю 1500 лет крещения Хлодвига святым Ремигием.
Архитектура и интерьер
Церковь имеет в плане латинский крест. Неф и рукава трансепта - романские, это наиболее древние части храма. Хор и галерея с часовнями выполнены в готическом стиле. Самая новая часть - фасад южного трансепта.
Базилика имеет незначительное количество скульптурных украшений. На главном фасаде на восстановленных античных колоннах размещены две статуи. Одна из них, конечно же, статуя Святого Ремигия. Вторая статуя - Святого Петра - свидетельствует о принадлежности храма к Римско-католической церкви.
Единственные капители, украшенные фигурами, изначально находились в трёх самых высоких травеях нефа над скамейками монахов. Эти скульптуры конца XII века (некоторые существенно реставрированные) изображают предшественников Иисуса Христа, возвестивших появление Мессии в своих пророчествах. Некоторые из этих персонажей также были изображены на большой мозаике, украшавшей хоры монахов и не дошедшей до наших дней.
Гигантская люстра высотой 6 метров с семью отделениями своим большим венцом света, как бы парившим над головами монахов, символизировала библейский сюжет Спасения, уходящий корнями в Ветхий Завет. Люстра, которую мы видим в базилике в наши дни, является посредственной копией оригинала XII века, разрушенного революционерами. Тем не менее она и сейчас выполняет своё символическое предназначение.
Реконструкция хоров, при которой в их высоких окнах были установлены витражи, также была инспирирована символикой света. По главной оси храма на самом верхнем уровне центральное место занимает изображение Девы Марии, справа и слева от которой представлены изображения апостолов и пророков. Ниже Девы Марии по главной оси в центре изображён Святой Ремигий, окруженный изображениями его преемников, архиепископов Реймса, сначала канонизированных, а затем и его неканонизированных преемников, вплоть до Генриха I Французского, который скончался в 1175 году, незадолго до выполнения витражных окон. Иллюстрацию того, как под наставничеством епископов выполняется приобщение к Божеству в таинстве Евхаристии, установленном Иисусом Христом, мы видим на большом Распятии Христа, украшающем центральное окно галереи базилики. У подножия креста изображена святая чаша, куда собирается Кровь Христова. Остальные окна на этом уровне представляют из себя большие цветные композиции без какого-либо метафорического образа, в которые вклеены небольшие изображения древних персонажей, вероятно взятые из окон существовавших прежде апсид (примерно 1140-е годы) - епископы в произвольном порядке соседствуют с королями из Ветхого Завета и святыми девами.
Центральная триада витражей в хорах была обновлена в XX веке. Реставрация была выполнена Жаком Симоном в 1953 - 1956 годах, при этом несколько оригинальных фрагментов было добавлено в южной апсидиоле.
Также в XX веке в базилике появились две новые работы - окно-роза на северном фасаде работы Жака Симона (1958 год) и южное окно, выполненное его приёмным сыном Шарлем Марком, который изукрасил его светящимися голубками, символизирующими легенду о Святой Стекляннице (1976 год).
Прежде в хорах были вывешены гобелены, выполненные в 1531 году по заказу архиепископа Робера де Ленонкура, на которых представлены эпизоды жизни Святого Ремигия. В наши дни эти 10 гобеленов представлены в постоянной экспозиции Музея Сен-Реми, расположенного по соседству с базиликой в стенах прежнего аббатства.
В наше время алтарная часть утратила свой первоначальный облик. Высокий алтарь из красного мрамора был доставлен сюда в 1803 году из заброшенной часовни францисканцев. Он датируется XVIII веком, как и прочая церковная утварь и пюпитр. После Революции храм получил различные предметы обстановки, взятые из других церквей, прекративших своё существование, и это считается некой компенсацией утраченного церковного имущества.
В базилике похоронен ряд реймсских архиепископов и членов королевских семей, в частности король франков Карломан, брат Карла Великого и король Франции Людовик IV.
Могила Святого Ремигия
В 1660-х годах хоры базилики были украшены ограждением, которое возвели вместо массивной каменной аркады, покоившейся на колоннах красного и черного мрамора. Внутри ограждения находится склеп Святого Ремигия, который был воздвигнут в 1847 году по указанию реймсского архиепископа кардинала Тома-Мари-Жозефа Гуссе взамен уничтоженного революционерами монумента. Склеп был создан в стиле Возрождения, что позволило использовать уцелевшие скульптуры, выполненные в 1533 - 1537 годах по заказу архиепископа Реймса Робера де Ленонкура. Скульптурная группа «Крещение Хлодвига» обставлена статуями двенадцати пэров Франции - архиепископ Реймса держит свой пастырский крест, епископ Лана держит Святую Стеклянницу, епископ Лангра держит скипетр, епископ Бове держит тунику, епископ Шалона держит кольцо, епископ Нуайона держит ленту-перевязь, герцог Бургундии - корону, герцог Нормандии - геральдическое знамя, герцог Аквитании - боевой штандарт, граф Тулузы - шпоры, граф Фландрии - меч и, наконец, граф Шампани - хоругвь. Выбор именно такого оформления показывает, что церемония коронации, в котором перечисленные вассалы короны были главными действующими лицами, имеет очень глубокие корни в акте крещения Хлодвига.
Чудесная Святая Стеклянница, применявшаяся в обряде помазания королей Франции, хранилась в этом склепе. Она покидала стены храма только в день церемонии коронации и только под усердной охраной, сопровождавшей процессию в Реймсский собор.
Несмотря на то, что фиал со священным елеем был вдребезги разбит в 1793 году, мощи святого удалось сохранить. Они находятся в раке, выполненной в 1896 году из позолоченной бронзы с эмалевой росписью, которая представляется каждый год в новенну и проносится вокруг храма после торжественного богослужения в день памяти Святого Ремигия.
Короткая ссылка на новость: http://delarina.info/~KyHpS
























Проверьте, как Вы знаете французский язык:

chanson песня
mer море
ongle ноготь

Вечерниее и коктейльные платья: выбери себе подарок!

     RSS-подписка на новости

Очень рекомендуем посетить наш замечательный магазин антикварных книг


Образование во Франции, недвижимость Парижа и замки Луары, история Франции, эксклюзивные туры во Францию,
самые свежие новости из Франции и фото девушки из Парижа - все это новостной портал "Деларина-Инфо".
Перепечатка и цитирование материалов приветствуется при постановке активной ссылки на источник.
Контакты редакции: +7 (495) 725-89-27, info@adelanta.info